С миру по нитке

интернет магазин posts

Азбука вязания спицами

Уроки ручного вязания для начинающих: урок 2

a>Уроки ручного вязания для начинающих: урок 2 - изнаночная гладь Изнаночные петли. Скрещенные петли. Изнаночные петли и способы их вывязывания. Расчет для симметрии узора. Скрещенные петли и их особенности. Как лучше связать кромочные. Двойная кромочная. Закрепление петель последнего ряда. Практические советы. Узоры из сочетания лицевых и изнаночных петель.

Изнаночные петли

Изнаночные петли, как и лицевые, могут выполняться несколькими способами. Познакомимся с двумя из них. Вывязывание изнаночной петли способом 1 (рис. 27). Снимите кромочную петлю и расположите рабочую нить перед левой спицей. Правую спицу введите в петлю справа налево за рабочей нитью и обвейте ею нить против часовой стрелки, образовавшийся виток втяните в петлю и переведите новую петлю с левой спицы на правую. Такая изнаночная соответствует лицевой петле, выполненной способом 1. Вывязывание изнаночной петли способом 1 рис. 27 Вывязывание изнаночной петли способом 1

Упражнение 4. Платочное вязанье из изнаночных петель (рис. 28).

Вернемся к учебному полотну. Все ряды выполняйте изнаночными петлями. Структура полотна должна резко измениться: оно станет более рыхлым и широким, как бы туго ни вязали изнаночные петли. Платочное вязанье из изнаночных петель рис. 28 Платочное вязанье из изнаночных петель Вывязывание изнаночной петли способом 2 ("бабушкина" изнаночная - рис. 29). Снимите кромочную и расположите рабочую нить перед левой спицей. Правую спицу введите в петлю справа налево за рабочей нитью, затем подведите нить под конец правой спицы, втяните ее в петлю и переведите новую петлю с левой спицы на правую. Изнаночная, выполненная этим способом, соответствует "бабушкиной" лицевой. Вывязывание изнаночной петли способом 2 - "бабушкина" изнаночная рис. 29 Вывязывание изнаночной петли способом 2 - "бабушкина" изнаночная

Упражнение 5. Чулочное вязанье из "бабушкиных" петель (рис. 30).

Вязанье это старинное, но никогда не выходящее из моды. Оно универсально, так как пригодно для женских, мужских и детских вещей, спортивной и нарядной одежды, шапочек, купальников, носков, чулок, варежек и т. п. Ровная поверхность вязанья позволяет использовать его как фон для выпуклых и ажурных узоров, а также для орнаментов и вышивки. Есть в нем недостаток: полотно чулочной вязки закручивается (кстати, эту особенность используют, выполняя рулики), поэтому нижний край рекомендуется начинать с какого-либо двустороннего узора. Чулочное вязанье из "бабушкиных" петель рис. 30 Чулочное вязанье из "бабушкиных" петель Чулочное вязанье относится к разряду односторонних. Его лицевая сторона называется лицевой гладью, изнаночная-изнаночной гладью. Последняя напоминает платочное вязанье из лицевых петель, но выглядит несколько ровнее из-за отсутствия "грядок", присущих платочному вязанью. На первый взгляд может показаться, что выполнить чулочное вязанье весьма просто. Но по-настоящему красивым оно бывает только у опытных мастериц. Один из "секретов" исполнения - это вязание "бабушкиными" петлями. 1-й ряд - лицевые "бабушкины" петли. 2-й ряд - изнаночные "бабушкины" петли. 3-й ряд - узор повторять с 1-го ряда.

Упражнение 6. Резинка 3х3 из "бабушкиных" петель (рис. 31).

Число петель для этого образца должно делиться на 6 плюс 3 дополнительные петли для симметрии узора плюс 2 кромочные. Уроки ручного вязания для начинающих: резинка 3х3 рис. 31 Резинка 3х3 В дальнейшем при описании большей части узоров даны подробные расчеты, объясняющие, как определяется число петель, необходимое для набора. Первая цифра расчета показывает, сколько петель входит в мотив узора (мотив - это определенная комбинация петель, ритмично повторяющихся в вязаном узоре). Вторая цифра объясняет, сколько петель нужно прибавить к первому числу, чтобы узор получился симметричным с обеих сторон. Для вязаний типа платочного и чулочного второй цифрой пренебрегают. Третья цифра указывает число кромочных. Итак, для резинки 3х3 на спицах должно быть 29 петель. 1-й ряд - 3 лицевые "бабушкины", 3 изнаночные "бабушкины" и т.д. (т.е. чередовать 3 лицевые с 3 изнаночными до конца ряда). 2-й ряд - по рисунку, т.е. над лицевыми петлями вязать лицевые, над изнаночными - изнаночные. 3-й ряд - узор повторять с 1-го ряда.

Упражнение 7. Шахматка (рис. 32).

Число петель должно делиться на 6 плюс 3 дополнительные петли для симметрии узора плюс 2 кромочные. На спицах 29 петель (и лицевые, и изнаночные вязать способом 1). Уроки ручного вязания для начинающих: шахматка рис. 32 Шахматка 1-й ряд - 3 изнаночные, 3 лицевые и т.д. 2, 3 и 4-й ряды - по рисунку. 5-й ряд - 3 лицевые, 3 изнаночные и т.д. 6, 7 и 8-й ряды - по рисунку. 9-й ряд - узор повторять с 1-го ряда.

Скрещенные петли

Петля, стенки которой расположены крест-накрест, называется скрещенной (старинное ее название петля-крест). Вывязываются такие петли особым образом из обычных лицевых (рис. 33) и изнаночных (рис. 34) или получаются при соединении лицевых и изнаночных петель разных типов. Например, если провязать ряд изнаночных петель способом 1, а следующий - "бабушкиными" лицевыми, то петли предыдущего ряда станут скрещенными. Так образуется скрещенная лицевая петля рис. 33 Так образуется скрещенная лицевая петля Вывязывание скрещенной изнаночной петли рис. 34 Вывязывание скрещенной изнаночной петли Преимущество скрещенных петель состоит в том, что вязанье из них бывает более плотным и растягиваемся меньше, чем из обычных петель. Поэтому ими рекомендуется вязать носки, варежки и другие вещи, требующие повышенной прочности. В то же время скрещенные петли имеют существенный недостаток: они повернуты под некоторым углом к поверхности полотна и от этого оно перекашивается (особенно чулочное) - это ограничивает их использование. Хотелось бы предупредить еще об одном. Иногда по тем или иным причинам приходится частично распускать вязанье, а затем вновь сажать петли на спицу и продолжать работу. В этих случаях нужно тщательно следить за тем, чтобы не появились скрещенные петли: резко отличаясь от обычных, они нарушают поверхность полотна. Во избежание этого советуем следующее: если после прерванной работы ряд вяжется лицевыми петлями, то выполняйте их способом 1 или 2 в зависимости от того, как они были посажены на спицу: передней или задней стенкой к исполнительнице. Провязывая следующий ряд, внимательно проверяйте, не расположены ли крест-накрест стенки некоторых петель, и если встретится такая петля, то, не провязывая, снимите ее на правую спицу и, развернув, верните на левую.

Кромочные петли

Край вязаного полотна может быть ровным или зубчатым - это зависит от того, как выполнены кромочные петли. Ровный край (рис. 35) получится, если в начале каждого ряда кромочную петлю снимать, не провязывая, оставляя рабочую нить за спицей, а последнюю петлю вязать изнаночной (лучше "бабушкиной"). Это наиболее распространенный способ вывязывания кромочных петель. Уроки ручного вязания для начинающих - ровный боковой край рис. 35 Ровный боковой край Зубчатый край (рис. 36) выполняется так же, как ровный, но только последнюю петлю каждого ряда нужно вязать не изнаночной, а лицевой петлей за переднюю стенку. Если нужен более плотный и прочный край, например в вертикальных петлях для пуговиц, поясах, то лучше делать его зубчатым. На планках для застежки иногда вывязывают двойную кромочную. Особенно эффектно она выглядит на платочной вязке. Кромочная состоит из двух петель и выполняется так: в начале каждого ряда кромочную снимают обычным способом, а соседнюю петлю провязывают лицевой за переднюю стенку. В конце каждого следующего ряда (с этого же края) предпоследнюю петлю снимают, не провязывая, нить при этом располагают перед петлей, а кромочную вяжут "бабушкиной" изнаночной. Уроки ручного вязания для начинающих: зубчатый боковой край рис. 36 Зубчатый боковой край Для тренировки наберите 8-10 петель, провяжите один ряд лицевыми петлями и отметьте цветной нитью или булавкой правый край вязанья (рис. 37). Далее продолжайте вязать все ряды лицевыми петлями, выполняя с правого (отмеченного) края двойную кромочную, а с противоположного - обычную. Связав 3-4 см, провяжите один ряд резинкой 1х1 (1 лицевая, 1 изнаночная и т.д.) и закрепите (закройте) петли. Уроки ручного вязания для начинающих: двойная кромочная рис. 37 Двойная кромочная

Закрепление петель

Петли закрепляют по-разному. Сначала познакомьтесь с наиболее удобным и распространенным способом. Для закрепления петель последнею ряда снимите кромочную, следующую петлю провяжите по рисунку (если она лицевая, то лицевой, если изнаночная - изнаночной); на правой спице стало 2 петли. Конец левой. спицы введите слева направо в кромочную, оттяните ее на себя и правой спицей втяните в нее провязанную петлю. Таким образом, на правой спице вместо двух петель осталась одна. Следующую петлю провяжите по рисунку, на правой спице опять 2 петли. Концом левой спицы оттяните 1-ю петлю на себя и втяните в нее 2-ю (рис. 38). Продолжайте закрепление петель до тех пор, пока на правой спице не останется одна петля, вытяните ее вверх на 6-8 см, разрежьте дугу и, потянув за конец нити, туго затяните. Закрепление петель последнего ряда рис. 38 Закрепление петель последнего ряда Существует и другой способ закрепления петель: в начале ряда провязывают первые 2 петли вместе лицевой за задние стенки и возвращают новую петлю на левую спицу. Так поступают с каждой следующей парой петель, пока не закончится ряд. Этим приемом не совсем удобно закреплять петли по рисунку, поэтому им пользуются реже, чем предыдущим. В отдельных случаях можно заканчивать работу крючком или иглой. Особо хочется выделить способ окончания вязания с использованием вспомогательной нити, так как в дальнейшем мы нередко будем прибегать к нему. Этот способ применяется, когда необходимо, чтобы край вязанья остался незакрепленным - с открытыми петлями. Например, выполняя свитер из толстой пряжи, плечи спинки и переда лучше не закрывать, тогда их можно соединить специальным трикотажным швом, который не дает утолщения. В качестве вспомогательной нити употребляют недорогую хлопчатобумажную штопку. Связав последний ряд основной нитью, ее обрывают, вводят в работу вспомогательную и вяжут еще 4-5 рядов (можно лицевыми петлями). Не закрывая петель, вязанье снимают со спицы и утюжат край. Затем распускают все ряды из вспомогательной нити - край детали получится с отутюженными открытыми петлями (отутюженные петли не "убегают"). Нередко вспомогательную нить используют не только при окончании работы, но и в начале ее. Например, так вяжут накладной карман: провязав 4-5 рядов вспомогательной нитью, ее обрывают и вяжут дальше основной. Готовое вязанье утюжат, затем отрезают ножницами полотно из вспомогательной нити, удаляют хлопчатобумажные остатки и пришивают карман за открытые петли специальным швом.

Практические советы

* Придумать новый красивый узор, который бы еще легко и удобно было вязать, - дело непростое, но весьма увлекательное. Задачу можно облегчить, если петли обозначить условными знаками. Например, вертикальная палочка - лицевая петля, горизонтальная - изнаночная петля. Тогда на клетчатой бумаге можно изобразить различные комбинации из знаков (как в вышивке крестом) и вязать по составленной схеме. На рис. 39 изображена схема резинки 3х3. Стрелки указывают направление вязания. Кромочные петли на схеме не показаны. Схема вязания резинки 3х3 рис. 39 Схема вязания резинки 3х3 * Возьмите себе за правило: набрав нужное число петель для начала работы, пересчитайте их еще раз быстрее считать парами) и, только убедившись, что число, петель правильное, начинайте 1-й ряд. Этот нехитрый прием поможет избавиться от самой распространенной ошибки: узор не получается из-за того, что число петель для него набрано не то, которое требуется. * Иногда в процессе работы не совсем ясно, какой ряд вязать - лицевой или изнаночный. Запомните, что нечетные ряды всегда выполняются по лицевой стороне вязанья, а четные - по изнаночной. И еще: конец нити, оставшийся от набора петель (обычного, не утолщенного края), расположен справа относительно лицевой стороны работы. * Высота одной кромочной петли соответствует двум провязанным рядам. Используйте эту закономерность при подсчете рядов, так как не всегда фактура узора - строение поверхности полотна - позволяет различить границы между рядами, кромочные же петли всегда хорошо видны. * Имейте в виду, что в цифровом изображении простейших резинок (1х1, 2х2, 3х3, 6х9 и т.д.) первая цифра обозначает число лицевых петель, а вторая - изнаночных на лицевой стороне резинки. * Резинки из "бабушкиных", а также из скрещенных петель растягиваются меньше, чем из обычных. Они более плотные и пружинистые. Если пряжа "вялая", резинку надо вязать на более тонких спицах. Иногда к такой пряже добавляют тонкую, но прочную нить того же цвета.

Узоры из лицевых и изнаночных петель

Резинка 1х1 (рис. 40).

Набрать нечетное число петель, например 29 (кромочные входят в этот счет). 1-й ряд - 1 лицевая "бабушкина", 1 изнаночная "бабушкина" и т.д. 2-й и все последующие ряды - по рисунку. Уроки ручного вязания для начинающих: резинка 1х1 рис. 40 Резинка 1х1

Резинка 1х1 из скрещенных петель (рис. 41).

Набрать нечетное число петель, например 29 (кромочные входят в этот счет). Уроки ручного вязания для начинающих: резинка 1х1 из скрещенных петель рис. 41 Резинка 1х1 из скрещенных петель 1-й ряд - 1 лицевая "бабушкина", 1 изнаночная "бабушкина" и т.д. 2-й ряд - 1 изнаночная скрещенная (см. рис. 34), 1 лицевая за переднюю стенку и т.д. 3-й и все последующие ряды - над лицевыми вязать лицевые "бабушкины", над изнаночными - скрещенные изнаночные.

Резинка 2х2 (рис. 42).

Набрать 28 петель (число должно делиться на 4, кромочные входят в этот счет). Уроки ручного вязания для начинающих: резинка 2х2 рис. 42 Резинка 2х2 1-й ряд - 2 лицевые "бабушкины", 2 изнаночные "бабушкины" и т.д. 2-й и все последующие ряды - по рисунку (вязать все петли "бабушкины"). Уроки ручного вязания для начинающих: путанка рис. 43 Путанка

Путанка (рис. 43).

Этот двусторонний узор еще называют "рис", "песочек", "мелкое букле". Набрать нечетное число петель, например 27 (кромочные входят в этот счет). 1-й ряд - 1 лицевая, 1 изнаночная и т.д. 2-й ряд и все последующие ряды - над изнаночными вязать лицевые петли, над лицевыми - изнаночные.

Столбики (рис. 44).

Набрать нечетное число петель, например 27 (кромочные входят в этот счет). Уроки ручного вязания для начинающих: столбики рис. 44 Столбики 1-й ряд - 1 лицевая, 1 изнаночная и т.д. 2-й ряд - над изнаночными вязать изнаночные петли, над лицевыми - лицевые, т. е. по рисунку. 3-й ряд - 1 изнаночная, 1 лицевая и т.д. 4-й ряд - по рисунку. 5-й ряд - узор повторять с 1-го ряда.

Узор для детских изделий (рис. 45).

 Набрать 29 петель (число должно делиться на 6 плюс 3 дополнительные петли для симметрии узора плюс 2 кромочные). Уроки ручного вязания для начинающих: узор для детских изделий рис. 45 Узор для детских изделий 1-й ряд - 3 изнаночные, 3 лицевые и т.д. 2-й ряд - лицевые петли. 3-й ряд - узор повторять с 1-го ряда.

Шахматка из двух лицевых и двух изнаночных петель (рис. 46).

Набрать 28 петель (число должно делиться на 6 плюс 2 дополнительные петли для симметрии узора плюс 2 кромочные). Шахматка из двух лицевых и двух изнаночных петель рис. 46 Шахматка из двух лицевых и двух изнаночных петель 1-й ряд - 2 лицевые, 4 изнаночные и т.д. 2-й ряд и все четные ряды - по рисунку. 3-й ряд - 3 изнаночные, 2 лицевые, * 4 изнаночные, 2 лицевые. От * повторять до конца ряда. В конце ряда 3 изнаночные и кромочная. 5-й ряд - узор повторять с 1-го ряда.

Продолговатая плетенка (рис. 47).

 Набрать 24 петли (число должно делиться на 6, кромочные входят в этот счет). Уроки ручного вязания для начинающих: продолговатая плетенка рис. 47 Продолговатая плетенка 1-й и 3-й ряды - 4 изнаночные, 2 лицевые и т.д. 2-й и все четные ряды - по рисунку. 5-й и 11-й ряды - лицевые петли. 7-й и 9-й ряды - 1 изнаночная, * 2 лицевые, 4 изнаночные. От * повторять до конца ряда. В конце ряда 1 изнаночная и кромочная. 13-й ряд - узор повторять с 1-го ряда. Узор рельефнее из светлых нитей.

Вертикальные полосы из столбиков (рис. 48).

Набрать 23 петли (число должно делиться на 6 плюс 3 дополнительные петли для симметрии узора плюс 2 кромочные). Вертикальные полосы из столбиков рис. 48 Вертикальные полосы из столбиков 1-й ряд - 3 изнаночные, 1 лицевая, 1 изнаночная, 1 лицевая и т.д. 2-й и все четные ряды - по рисунку. 3-й ряд - 4 изнаночные, * 1 лицевая, 5 изнаночных. От * повторять до конца ряда. В конце ряда 4 изнаночные и кромочная. 5-й ряд - узор повторять с 1-го ряда.

Граненая резинка (рис. 49).

Эту резинку еще называют рижской или французской. Набрать 27 петель (число должно делиться на 4 плюс 1 дополнительная петля для симметрии узора плюс 2 кромочные). Уроки ручного вязания для начинающих: граненая резинка рис. 49 Граненая резинка 1-й ряд - 2 лицевые, 2 изнаночные и т.д. В конце ряда 1 лицевая и кромочная. 2-й ряд - 2 изнаночные, 2 лицевые и т.д. В конце ряда 1 изнаночная и кромочная. 3-й ряд - узор повторять с 1-го ряда.

Ромбы из столбиков (рис. 50).

Набрать 27 петель (число должно делиться на 6 плюс 1 дополнительная петля для симметрии узора плюс 2 кромочные). Уроки ручного вязания для начинающих: ромбы из столбиков рис. 50 Ромбы из столбиков 1-й ряд - 3 изнаночные, * 1 лицевая, 5 изнаночных. От * повторять до конца ряда. В конце ряда 3 изнаночные и кромочная. 2-й и все четные ряды - по рисунку. 3-й ряд - 2 изнаночные, * 1 лицевая, 1 изнаночная, 1 лицевая, 3 изнаночные. От * повторять до конца ряда. В конце ряда 2 изнаночные и кромочная. 5-й ряд - 1 изнаночная, * 1 лицевая, 3 изнаночные, 1 лицевая, 1 изнаночная. От * повторять до конца ряда. В конце ряда 1 изнаночная и кромочная. 7-й ряд - * 1 лицевая, 5 изнаночных. От * повторять до конца ряда. В конце ряда 1 лицевая и кромочная. 9-й ряд - как 5-й. 11-й ряд - как 3-й. 13-й ряд - узор повторять с 1-го ряда.

Узор из вертикальных полос (рис. 51).

Набрать 27 петель (число должно делиться на 10 плюс 5 дополнительных петель для симметрии узора плюс 2 кромочные). Уроки ручного вязания для начинающих: узор из вертикальных полос рис. 51 Узор из вертикальных полос 1-й ряд - 5 лицевых, 1 изнаночная, 1 лицевая, 1 изнаночная, 1 лицевая, 1 изнаночная и т.д. (т. е. повторять, начиная с 5 лицевых). 2-й ряд - 5 изнаночных, 5 лицевых и т.д. 3-й ряд - как 1-й. 4-й ряд - лицевые петли. 5-й ряд - узор повторять с 1-го ряда.

Узор для спортивных изделий (рис. 52).

Набрать 25 петель (число должно делиться на 7 плюс 2 дополнительные петли для симметрии узора плюс 2 кромочные). Уроки ручного вязания для начинающих: узор для спортивных изделий рис. 52 Узор для спортивных изделий 1-й ряд - 2 изнаночные, 2 лицевые, 1 изнаночная, 2 лицевые и т.д. 2-й и все четные ряды - 2 лицевые, 5 изнаночных и т.д. 3-й ряд - 5 изнаночных, 2 лицевые и т.д. В конце ряда 2 изнаночные и кромочная. 5-й ряд - как 1-й. 7-й ряд - 2 изнаночные, * 2 лицевые, 5 изнаночных. От * повторять до конца ряда. 9-й ряд - узор повторять с 1-го ряда.

Ромбы из лицевых и изнаночных петель (рис. 53).

Набрать 35 петель (число должно делиться на 16 плюс 1 дополнительная петля для симметрии узора плюс 2 кромочные). Ромбы из лицевых и изнаночных петель рис. 53 Ромбы из лицевых и изнаночных петель 1-й ряд - изнаночные петли. 2-й и 30-й ряды - 8 лицевых, 1 изнаночная, 7 лицевых и т.д. Последние 8 петель лицевые и кромочная. 3-й и все нечетные ряды - по рисунку. 4-й и 28-й ряды - 7 лицевых, 3 изнаночные, 6 лицевых и т.д. Последние 7 петель лицевые и кромочная. 6-й и 26-й ряды - 6 лицевых, 5 изнаночных, 5 лицевых и т.д. Последние 6 петель лицевые и кромочная. 8-й и 24-й ряды - 5 лицевых, 3 изнаночные, 1 лицевая, 3 изнаночные, 4 лицевые и т.д. Последние 5 петель лицевые и кромочная. 10-й и 22-й ряды - 4 лицевые, 3 изнаночные, 3 лицевые, 3 изнаночные, 3 лицевые и т.д. Последние 4 петли лицевые и кромочная. 12-й и 20-й ряды - 3 лицевые, 3 изнаночные, 2 лицевые, 1 изнаночная, 2 лицевые, 3 изнаночные, 2 лицевые и т.д. Последние 3 петли лицевые и кромочная. 14-й и 18-й ряды - 2 лицевые, 3 изнаночные, 2 лицевые, 1 изнаночная, 1 лицевая, 1 изнаночная, 2 лицевые, 3 изнаночные, 1 лицевая и т. д. Последние 2 петли лицевые и кромочная. 16-й ряд - 1 лицевая, 3 изнаночные, 2 лицевые, 1 изнаночная, 1 лицевая, 1 изнаночная, 1 лицевая, 1 изнаночная, 2 лицевые, 3 изнаночные и т.д. Последняя петля лицевая и затем кромочная. 32-й ряд - лицевые петли. 33-й ряд - узор повторять с 1-го ряда. Ромб в середине может быть и другим.

Ромбы (рис. 54).

Набрать 27 петель (число должно делиться на 6 плюс 1 дополнительная петля для симметрии узора плюс 2 кромочные). Уроки ручного вязания для начинающих: ромбы рис. 54 Ромбы 1-й ряд - изнаночные петли. 2-й и все четные ряды - по рисунку. 3-й ряд - 3 изнаночные, * 1 лицевая, 5 изнаночных. От * повторять до конца ряда. В конце ряда 1 лицевая, 3 изнаночные и кромочная. 5-й ряд - 2 изнаночные, * 3 лицевые, 3 изнаночные. От * повторять до конца ряда. В конце ряда 3 лицевые, 2 изнаночные и кромочная. 7-й ряд - 1 изнаночная, 5 лицевых и т.д. В конце ряда 1 изнаночная и кромочная. 9-й ряд - лицевые петли. 11-й ряд - как 7-й. 13-й ряд - как 5-й. 15-й ряд - как 3-й. 17-й ряд - узор повторять с 1-го ряда. Азбука вязания, М.В.Максимова, 1986г.

Если вы желаете прокомментировать данную статью авторизуйтесь или пройдите регистрацию.

Похожие статьи:

+7 978 903-03-22
sale@knitron.ru
© 2014-2024 С миру по нитке